Мы все (ну, или большинство из нас) мечтаем о собственной мастерской. Я мечтаю, чтобы она была большая и очень светлая. Или пусть даже не очень большая, но непременно очень светлая. Ведь мы можем уместить свою «мастерскую» даже на небольшом пятачке дивана, но свет для вышивки - ключевой фактор. Мои глаза - и ваши тоже - это очень тонко настроенный инструмент, который требует к себе деликатного и бережного отношения. Я не сяду за вышивку, если в помещении плохое освещение, или же свет не достаточно комфортный для моих глаз. Сегодня в предлагаю поговорить о том, что же такое хорошее освещение и как его можно организовать. Начну с банального. Дневной свет - идеальное освещение.... Спокойный, не бьющий в глаза солнечный свет, от которого нам не пришлось бы щуриться. В нашем климате мы не избалованы таким, к сожалению. Но и у нас есть возможность сделать хороший свет, достаточно только придерживаться нескольких базовых правил. Кстати, они актуальны не только для вышивки. Итак. 1️⃣ В рабочей зоне должно быть как минимум два уровня освещения: ✅ общий(люстра) и ✅ локальный над рабочим участком(торшер, лампа). Если использовать только один локальный свет (как маяк в беззвёздной ночи), то в помещении будут резкие переходы от света к тени. Такие переходы быстро утомляют глаза. А это в свою очередь, конечно, сказывается и на самочувствии, и на скорости работы. О какой скорости можно говорить, когда ты только с 5-го раза попадаешь иголкой в нужное место?! Вот целишься-целишься, и не попадаешь. У вас было такое? У меня да... бесит жутко 😅 Признаюсь, я (как любитель повышивать ночью), не один раз ловила себя на ощущении расфокусировки зрения. Мало приятного. И работа стопорится. Кстати, вот вам пример для наглядности. Наш совместный - с одним из преподавателей Королевской школы вышивку (RSN, Англия) - курс по белой вышивке мы проводили в период исключительно с мая по сентябрь. Догадываетесь, почему? 😉 Наличие же ещё и общего источника («маяк в ночи под ярко светящей луной и звёздами») освещения даёт рассеянный свет, устраняет и смягчает падающие тени. 2️⃣ Искусственное дополнительное освещение (рядом с рабочим местом) лучше располагать так, чтобы предметы по возможности отбрасывали как можно меньшую тень на рабочую поверхность. А если вы работаете за столом, его поверхность не должна давать блики (поэтому глянцевые и зеркальные столешницы лучше не использовать). Устанавливать светильник следует так, чтобы прямые световые лучи не попадали в глаза. Обычно его рекомендуют размещать либо высоко спереди от рабочего участка, либо сбоку. Свет от локальной лампы желательно должен быть рассеянным. Добиться этого можно путём выбора светильников со сферическими или коническими плафонами. Лампы с прозрачной колбой лучше поместить в матовый плафон, так чтобы их резкий свет не бил в глаза. Избыток освещения, знаете ли, также неблагоприятен, как и его отсутствие 🤓 3️⃣ А теперь немного физики 😁 Когда мы говорим про цвет, мы часто определяем цвета как «тёплые» или «холодные»... К освещению это тоже относится. За то, как мы ощущаем свет/цвет отвечает такой показатель, как индекс ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. Производители ламп всегда указывают этот показатель на упаковке изделия. Это почти как температуру градусником измерить - тоже в градусах 😁 Правда, в Кельвинах (К), а не Цельсиях (С). Постараюсь обьяснить на примерах: - объект абсолютного чёрного цвета (и, соответсвенно, сам чёрный цвет) имеет температуру 0 градусов по Кельвину; - восход солнца - «горячий», ярко-желтый - имеет цветовую температуру 2500К; - солнце в полдень - белый свет - это уже 5500К; - термоядерная реакция - голубой цвет даёт 9000К. Взрослые люди чаще всего чувствуют себя комфортно, если лампа имеет цветовую температуру 5000 – 5600К. То есть при дневном свете. Это самая правильная «температура» для работы! Мало того, что она бодрит и держит в тонусе, так ещё и в свете хорошо заметны мелкие детали, а наша вышивка - это и есть детали, не правда ли?! Впрочем, если есть возможность приобрести  светильник с функцией выбора цветовой температуры или регулировки яркости света, то это вообще отлично! Что нам ещё важно в вышивке? Чтобы цвета подбирались правильные 😁 У меня есть правило: выбирать цвета только при хорошем дневном свете! Случались раньше у меня ночные эксперименты с подборами 😅 Но за все время лишь однажды я была почти довольна выбором цвета (это, кстати, была наша знаменитая елочка из проекта #елки_иголки). Так что, если хотите правильный цвет - выбирайте правильный свет 😁 За правильное отражение/восприятие цвета отвечает такой показатель как индекс ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ. На упаковках он будет обозначен, как Ra (или CRl). Данный параметр источника определяется его способностью максимально точно передавать цвета освещаемого объекта. Эталонный показатель - 99-100. Если вам приходится работать с изображениями или цветом в той или иной форме (как раз наш случай), то индекс цветопередачи должно быть больше 80. Максимальное значение индекса (~100) имеют лампы накаливания и галогенные. Светодиодные и люминесцентные лампы дают не эталонный, кончено, но вполне приемлемый показатель в среднем - около 80 (+/-). Вот, вроде и все про свет. Выбор светильников огромен, можно подобрать под свои потребности и возможности. Но он обязательно нужен - для комфорта наших глаз и для максимально удобной работы над вышивкой. Вы все ещё вышиваете под общим светом? Тогда мы идём к вам! Рассказывайте, позаботились ли вы уже о качественном освещении своего рабочего места? Если да, что выбрали? Делитесь вашим выбором в комментах - я знаю точно, что у многих часто возникает вопрос, какую лампу выбрать. Давайте поможем друг другу.

Теги других блогов: вышивка освещение мастерская